Способы проверки качества винтовых свай.

Способы проверки качества винтовых свай.

Кто интересуется рынком винтовых свай и конструкций на их основе, наверно уже отметил общую тенденцию упрощения конструкции винтовой лопасти и уменьшение толщины металла в несущих элементах самой сваи. Все это связано с желанием удешевить конечный продукт, как правило, в ущерб надежности, и выдать рекламное обоснование за технологическое новшество, которое, при детальном рассмотрении, не дает положительных результатов. А расплачиваться, как всегда, приходится конечному покупателю или эксплуататору. Остановимся на самых распространенных уловках недобросовестных производителей и поставщиках услуг по монтажу винтовых фундаментов.

  • 1. Проверяйте толщину стенки ствола сваи.

Имейте в виду тот факт, что толщина стенки ствола обеспечивает необходимую жесткость при приложении крутящего момента при завинчивании сваи и сопротивлении ствола на изгиб при горизонтальных нагрузках на фундамент. Даже если вас не заботит долговечность стальной сваи, то момент затяжки сваи с диаметром лопасти 300 мм и ствола 108 мм должен составлять не менее 4000 Н/м, а для литой лопасти 4500 Н/м. В реальных условиях эти показатели больше, и у сваи должен быть запас прочности на скручивание. Из этих расчетов, при проектировании фундаментов на стальных винтовых сваях была определена стенка ствола в 4 мм, как минимально возможная для обеспечения минимальной стабильности фундамента в целом. Свая, со стенкой ствола 3 мм, не выдерживает момент в 3000 Н/м, что не обеспечивает необходимую глубину заложения сваи и, следовательно, несущую способность. Такая свая может дать просадку под нагрузкой еще на стадии возведения дома. Наши финские друзья, которые используют винтовые сваи уже на протяжении нескольких десятилетий, вообще используют трубу со стенкой 8-10 мм.

Проверить размеры всегда можно простой рулеткой. Нужно только очистить кромки от заусениц или шлака и совместить миллиметровую шкалу с краем.

  • 2. Лопасть винтовой сваи для ответственных конструкций должна состоять из двух сварных частей!

Сейчас часто вводят людей в заблуждение, что сварная лопасть не должна состоять из двух половин. Обоснованием для этого служит тезис об исключении сварного шва, который «якобы» снижает прочность винтовой лопасти. Производители, которые изготавливают лопасть из одной кольцевой заготовки, на 30-35% экономят на материале и вырезке, а то, что такая лопасть теряет в «грузоподъемности» 15-20% знают только люди, которые подтверждают свой опыт расчетами и полевыми испытаниями. Свая винтовая сварная может иметь от 6 до 12 сварных швов, и чем больше швов, тем качественнее конфигурация сварного наконечника сваи, и ее эксплуатационные свойства. А выигрыш в 20% достигается путем перехлеста двух половин лопасти для обеспечения 1,25 части витка, что позволяет полностью перекрыть пятно основания.

  • 3. Антикоррозионное покрытие.

Используемые покрытия очень разнообразны как по составу, качеству нанесения, так и требованиям к эксплуатационным свойствам. Главная цель –  это защита от коррозии и продление срока службы сваи для сохранения прочностных характеристик стальных свай. Основные требования к покрытию это — высокая твердость, чтобы от покрытия что-то осталось после завинчивания; влагостойкость, чтобы оградить железо от воздействия воды и кислотных примесей; соблюдение технологии нанесения, чтобы покрытие прочно держалось на поверхности сваи. Из применяемых на сегодняшний день покрытий можно выделить несколько типов:

—  никудышнее. Покрытие в один слой декоративной краской типа НЦ, ПФ, ХВ или битумными составами быстро сохнет и наносится, но абсолютно бесполезно в грунтовых условиях при завинчивании.

—  экономичное. Покрытие синтетическими алкидными или эпоксидными смолами при соблюдении технологии нанесения и температурных режимов. Дает прочный твердый слой, нейтральный к кислотам и щелочам. Эпоксидная эмаль требует защиты от ультрафиолетового воздействия путем повторного нанесения укрывистого слоя, алкидная подходит для глинистых, мягких грунтов т.к. при повреждении поверхностной пленки быстро теряет свои свойства.

достойное. Покрытие полимерными материалами типа полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид и т.п. Самый доступный – это полиэтиленовые термоусадочные трубы или ленты, которые наклеиваются на поверхность ствола сваи и продлевают срок службы на сотню лет.

Проверить качество покрытия сваи можно простым способом: попробуйте сцарапать слой краски со сваи ключом или другим твёрдосплавным металлическим предметом. Хорошее покрытие никогда не сцарапается до голого металла.

  • 4. Правильная конфигурация лопастного наконечника винтовой сваи. 

Независимо от размера и параметра сваи винтовая лопасть должна иметь четкую винтовую плоскость. От этого напрямую зависит поведение сваи в грунте, как во время завинчивания, так и в процессе эксплуатации фундамента. Литые наконечники изготавливаются по одной матрице и имеют правильную геометрию витка.  Для таких свай требуется особое внимание к условиям и качеству присоединения литой лопасти к стальной трубе, из-за погрешностей соосности, разнородности металла при сварке и защите сварного шва.

Сварной наконечник собирается и сваривается по определённому шаблону. Он может иметь незначительные погрешности в отличии от литого. Тут особо важен контроль в процессе изготовления.

Чтобы проверить соответствие лопасти заданной геометрии, необходимо поставить сваю на носик вертикально и прокручивая по оси вращения следить за поступательным движением лопасти. Не допускается «виляние» линии края лопасти вверх-вниз. Плоскость лопасти должна быть перпендикулярна к стволу сваи по всей своей длине, а кромка по мере вращения равномерно очерчивать наклонную линию. 

Часто производители предоставляют сертификат соответствия техническим условиям на общее производство свай, хотя эти изделия не нуждаются в обязательной сертификации. Эту бумагу делают за совсем небольшие деньги, чтобы «замылить» глаза покупателю. Куда важнее потребовать  паспорт на изделие, в котором указаны материалы, из которых сделаны сваи, их размеры и параметры, условия эксплуатации, гарантии, дата изготовления и ответственные за технический контроль и изготовление.